Около 50% россиян готовы продавать свои персональные данные

Большинство россиян хотели бы иметь возможность запретить компаниям использовать свои персональные данные, говорится в исследовании Ipsos и Всемирного экономического форума. Чуть менее половины граждан готовы на это за вознаграждение. По мнению экспертов, рассчитывать и на то, и на другое преждевременно: полностью запретить использовать персональные данные не всегда возможно, а выплаты за них вряд ли будут существенными.

В большинстве стран мира граждане не доверяют тому, как организации используют собранные персональные данные, показал опрос Ipsos и Всемирного экономического форума (есть у "Ъ"). Исследование проводилось в октябре-ноябре 2018 года, в нем участвовали 18,8 тыс. человек 16-64 лет в 26 странах. В России, как и во всем мире, респонденты меньше всего доверяют иностранным правительствам, а также медиакомпаниям, отмечают авторы исследования. Уровень доверия к организациям телекоммуникационной отрасли, ритейлу, социальным сетям и поисковым системам немного выше. С доверием к тому, как организации используют собранные данные, в России относится каждый третий (в мире этот уровень чуть выше - 36%).

При этом только 33% опрошенных россиян считают, что имеют представление о том, как их данные используются компаниями.

Большинство россиян хотели бы иметь возможность запретить компаниям обрабатывать такую информацию. В то же время 46% респондентов из России хотели бы получать вознаграждение за использование своих персональных данных (по всему миру - 54%). В целом вопрос компенсации не главный для опрошенных, важнее - безопасность данных.

Никто не может быть уверен в том, как используются данные, тем более когда в соглашении с пользователем есть пункт об их передаче третьим лицам, признает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. "Многие компании сами собирают данные и готовы покупать их на стороне, прежде всего в маркетинговых целях. Цена данных зависит от того, откуда они взяты, от объема, актуальности, полноты",- объясняет он. При этом люди не верят, что за свои персональные данные можно получить существенное вознаграждение, подтверждает эксперт.

Идею выплачивать пользователям деньги за использование данных прорабатывает, в частности, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ, см. "Ъ" от 28 января). ФРИИ утверждает, что любой гражданин в случае принятия поправок в закон сможет зарабатывать от 15 тыс. до 60 тыс. руб. в год, однако эксперты называли эти суммы сильно завышенными.

То, что в России меньше людей хотели бы заработать на продаже своих данных или запретить доступ к ним, может быть связано с тем, что в стране в принципе меньше внимания уделяют проблеме бесконтрольного и неправомерного использования персональных данных, полагает партнер юридической компании O2 Consulting Наталья Кузнецова. Это связано с тем, что ответственность за неправомерное использование данных в России меньше, чем в Европе, и штрафы не превышают 75 тыс. руб., напоминает она. В России широко распространено незаконное использование персональных данных и практически отсутствует практика борьбы с ним, соглашается основатель и технический директор компании DeviceLock Ашот Оганесян: "Почти каждый человек сталкивался с этой проблемой, пытаясь, например, узнать, откуда у оператора колл-центра сведения о его доходе".

Полностью запретить использование своих данных не всегда возможно, отмечает госпожа Кузнецова. По ее словам, очень распространены сбор интернет-ресурсами избыточных данных и запрос у пользователей согласий на любые манипуляции с ними, "что в большинстве случаев неоправданно и, по-хорошему, должно преследоваться". В 2018 году органы Роскомнадзора составили 30 административных протоколов в случаях, когда оператор персональных данных не обеспечил безопасные условия хранения данных и это привело к неправомерному доступу к личной информации граждан.

Кристина Жукова


(https://www.kommersant.ru...)